Уильям Чемберс. История ландшафтного искусства

Уильям Чемберс

Предоставленный материал с сайта — http://tatufoto.ru/.

Уильям Чемберс, о теоретических работах которого упомянуто выше, был сыном йоркширского торговца, который жил в Стокгольме. В ранней молодости он поступил на службу в Шведско-Ост-Индскую компанию и имел случай побывать в Ост-Индии и Китае. Там в свободное время он зарисовывал постройки и сады, материал для будущих своих диссертаций, многого, кажется, не видел, потому что считает, что китайские сады малы, а в диссертации упоминает название только одного. По возвращении Чемберс бросил торговлю, занимался в Париже у Клериссо, где встретился с братьями Адамами и, может быть, Камероном, пробыл несколько лет в Италии. Первой его работой было устройство садов Кью около Лондона и постройка там целого ряда сооружений. Потом он заканчивал устройство садов Вильтона, Тэнфилд-холла, Марино около Дублина, где соорудил великолепный дворец, строил колоссальный Соммерсет-хауз в Лондоне и т. д.

Сады Кью несколько изменены сооружением громадных стеклянных оранжерей и разбивкой чудных цветочных клумб, но в некоторых участках творение Чемберса почти неприкосновенно.

Местность около ручья была красива благодаря отдельным красиво разросшимся деревьям и виду на храмики Эола и Беллоны. Теперь этого пейзажа не существует, так как деревья сильно разрослись, и сочетание пышных крон их с группами кустарников есть главное украшение садов. Маленькие храмики Чемберса красивы по форме, но поражают своей ненужностью и слишком малы, чтобы быть существенным дополнением пейзажа. Один из них, в виде ротонды с круглым куполом, доставлен на невысоком холме на берегу пруда; он красив в сочетании с окружающими рощами и красиво отражается в воде пруда.

О садах Кью можно судить не только потому, что они целы и мы видим, что природа добавила к творению человека, но и потому, что Чемберс сам издал гравюры с изображением их. Рассматривая эти гравюры, мы замечаем прежде всего, что Чемберс не особо стремился воспроизвести свои мечты о китайских садах.

Никакого разнообразия в этих изображениях нет, и самые знаменитые из гравюр (с храмом Эола, пагодой и, главное, ручьем) далеко не столь красивы, как случайные эффекты действительности.

Никакого намека на желание красиво расположить деревья не видно у Чемберса, а поразительная красота нынешних садов зависит от того, что за растениями в них ухаживают чрезвычайно тщательно.

Чемберс поместил в Кью и излюбленное, но мало удачное украшение пейзажных садов — искусственные развалины. И по форме плохо верится в подлинность этой полуразрушенной арки, и помещена она неудачно, не в укромном углу под зеленой листвой деревьев, а на хорошо содержимой аллее вблизи от каменной стены сада. Вообще, ввиду небольшого размера сада, Чемберсу пришлось все главные украшения отодвинуть к краям. В настоящее время сад Кью является наибольшим по размеру ботаническим садом Европы.